Смотрите также:
Главная » Стропы » Стропы цепные » УСЦ-1

СТРОПЫ ЦЕПНЫЕ

Цепи как средство тяги и устройство для подъема грузов появились задолго до разработки технологии навивки стального каната. Их распространению способствовала относительная простота производства и многочисленные области применения – от простых элементов конской упряжи до устройств подъема корабельных якорей. Основным недостатком этих изделий, кото-рый и заставил заняться разработкой более удобных средств подъема, была большая собственная масса.

С появлением прокатного производства и разработкой технологии навивки цепи почти повсеместно заменили легкими сталь-ными канатами. Сравнительно недавно цепи, а вместе с ними и средства строповки пережили второе рождение. В 1980-х годах в Европе появилось принципиально новое поколение круглозвенных цепей – цепи 8-го класса качества, грузоподъемность которых почти на 50% превышает грузо-подъемность цепей 5-го и тем более 3-го классов качества.

Факторы, влияющие на грузоподъемность стропов:

По конструкции стропы разделяют на одноветвевые (тип ВЦ, 1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ), стропы с замкнутыми ветвями (СЦ1вз, СЦ 2вз) и кольцевые (УСЦ). Обычно грузоподъемность цепных стропов 8-го класса качества в стандартной комплектации (1СЦ-4СЦ, УСЦ) составляет от 1,12 т (цепь О/6 мм) до 54,0 т (цепь О/32 мм). Для превращения цепи в строп используются специальные соединительные звенья и неразъемные звенья типа «0» для подвески на крюк крана (для одно- и двухветвевых стропов), типа «0» с кольцами (для трех- и четырехветвевых стропов). Для зацепления груза применяют крюки разных типов (с проушиной, вилочным креплением, само-запирающиеся, с вертлюгом и др.). Все комплектующие, включая цепи, обязательно (!) должны быть одного прочностного класса и соответствовать определенному калибру цепи. То есть, другими словами, недопустимо использовать, например, де-тали 8-го класса качества калибра 8 мм с цепями другого класса и калибра.

Цепные стропы обладают целым рядом преимуществ перед канатными. Цепные стропы более гибкие по сравнению с ка-натными. Благодаря своей конструкции цепь обладает степенью свободы, что позволяет использовать ее практически при любом виде строповки.

Цепные стропы по РД изготавливаются из цепей обычной прочности (Т3) и с применением комплектации по ГОСТ

Типы и основные параметры25573-82 и РД-10-33-93 (звенья Ов и Рт, чалочные крюки Кч). Следствием применения для изготовления этих цепных строп цепей и комплектующих элементов обычной прочности является большой вес строп. Производство строп цепных по РД выполняется методом сварки.

Цепные высокопрочные стропы по клас-су прочности Т8 изготавливаются из облег-ченных цепей и звеньев высокой прочности, производства ведущих заводов Европы — класса Т(8) в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасности экс-плуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-000 и нормативной документации на грузоподъемные машины, в том числе РД 10-33-93. Такие стропы отличаются повы-шенной прочностью, увеличенным сроком эксплуатации (более долговечны, чем ка-натные) и их можно ремонтировать.

В последние годы на рынке появились и цепи 10-го класса качества, которые поставляли в основном из Азии. У цепей этого класса высокие ударная вязкость и усталостная прочность, низкая хладно-ломкость (также свойственная цепям 8-го класса), среднее относительное удлинение более чем на 25% при разрыве. Однако, по мнению многих специалистов, выпуск их является весьма проблематичным для любого производителя: таким высокопрочным материалам, даже при достаточно хорошей защите поверхности, свойственно охрупчивание, что и привело к запрету на использование чалочных цепей этого типа.

Область наиболее частого применения:

  • металлургические предприятия;
  • химические предприятия;
  • опасные грузы;
  • портовые краны.

Недостатки:

  • обладают большой массой относительно других видов стропов;
  • высокая материалоемкость и, как следствие, стоимость их в 2,0 – 2,5 раза выше канатных;
  • разрушение происходит мгновенно.

25573-82 и РД-10-33-93 (звенья Ов и Рт, чалочные крюки Кч). Следствием применения для изготовления этих цепных строп цепей и комплектующих элементов обычной прочности является большой вес строп. Производство строп цепных по РД выполняется методом сварки.

Цепные высокопрочные стропы по классу прочности Т8 изготавливаются из облег-ченных цепей и звеньев высокой прочности, производства ведущих заводов Европы — класса Т(8) в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасности экс-плуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-000 и нормативной документации на грузоподъемные машины, в том числе РД 10-33-93. Такие стропы отличаются повышенной прочностью, увеличенным сроком эксплуатации (более долговечны, чем ка-натные) и их можно ремонтировать.

В последние годы на рынке появились и цепи 10-го класса качества, которые поставляли в основном из Азии. У цепей этого класса высокие ударная вязкость и усталостная прочность, низкая хладноломкость (также свойственная цепям 8-го класса), среднее относительное удлинение более чем на 25% при разрыве. Однако, по мнению многих специалистов, выпуск их является весьма проблематичным для любого производителя: таким высокопрочным материалам, даже при достаточно хорошей защите поверхности, свойственно охрупчивание, что и привело к запрету на использование чалочных цепей этого типа.

Преимущества:

  • работоспособны при высоких темпера-турах до 300° С, а при снижении грузо-подъемности относительно паспортной – свыше 500° С;
  • отсутствие упругих деформаций (для монтажных работ);
  • не боятся острых кромок груза (при пра-вильной обработке);
  • компактны, легко складываются, долго-вечны;
  • срок службы исчисляется годами и их можно ремонтировать;
  • легко соединяются;
  • работоспособность в агрессивных сре-дах.

Зависимость грузоподъемности цепных стропов от температуры

С увеличением класса прочности стропа уменьшается его металлоемкость
и повышается долговечность.

Если цепные стропы используются при температурах свыше 400 С, или ниже -40 С, то величины грузоподъемности должны быть согласованны с изготовителем.

Если цепные стропы используются при температурах свыше 200 С, то величины грузоподъемности подлежат снижению в соответствие с таблицей.

Зависимости массы цепного стропа от класса прочности

Масса цепного стропа класса 8 составляет всего 30% массы стропа аналогичной конструкции класса 3.

Стропы цепные по 3-му классу прочности

Стропы цепные по 8-му классу прочности

Стропы УСЦ-1 (ВЦ) (фотография)

УСЦ-1 (ВЦ)

Возможно применение цепной ветви (ВЦ) как самостоятельной связующей единицы между грузом и подъемным оборудованием. Так же цепные стропы ВЦ используются как запчасти для ремонта цепных строп.

Конструктивные элементы цепной ветви по ГОСТ с использованием не сварных элементов

Конструктивные элементы цепной ветви (цепи 8-го класса прочности)

Зависимость веса стропа от грузоподъемности и длины по 8 классу прочности